,

Утверждаю: ____________________

Президент УНПК МУК,

Академик Айдаралиев А.А.

Принято решением Ученого совета ______________

от__ .__.2010, протокол № __

Положение
о Мультимедийном Институте Дистанционного Обучения

в Некоммерческом образовательном учреждении

“Мультимедийный Институт Дистанционного Обучения” УНПК МУК

1. Общие положения:

1.1. Положение о Мультимедийонм Институте Дистанционного Обучения (далее - Положение) в Некоммерческом образовательном учреждении “Международная академия Образования” Учебно-научно производственного комплекса “Международный университет Кыргызстана” (далее - НОУ МИДО) является нормативным документом, который регламентирует организацию процесса дистанционного обучения в НОУ МИДО.

1.2. Данное Положение разработано согласно Закона КР «Об образовании» от 30.04.2003 г. №92; «Положению об образовательной организации высшего профессионального образования КР» от 03.0732.2004 г. №53, нfalsespan class=ормативным актам Министерства образования и науки КР; Устава и нормативным документам НОУ МИДО МУК.

1.3. Дистанционное обучение в НОУ МИДО МУК координируется Мультимедийным Институтом Дистанционного Обучения (МИДО).

МИДО является структурным подразделением НОУ МИДО с нормативно-правовой базой, организационно оформленной структурой, кадровым, материально-техническим и финансовым обеспечением. Основная задача МИДО - развитие и реализация дистанционного обучения на базе среднего, высшего и после-дипломного образованиия через образовательные институты НОУ МАО.

1.4. Дистанционное обучение (ДО) – это процесс передачи и усвоения знаний, который происходит при взаимодействии отдаленных друг от друга участников обучения и создан на принципе работы дистанционных образовательных технологий.

Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением средств информатизации и телекоммуникации при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (ст. 1, гл. 1 Закона КР «Об образовании»).

В процессе дистанционного обучения используются дистанционные курсы- информационные продукты, которые являются достаточными для обучения по отдельным учебным дисциплинам.

1.5. Основными целями ДО являются:

• расширение доступа различных категорий населения к качественным образовательным услугам;

• расширение контингента обучаемых в Университете за счет

предоставления образовательных услуг в максимально удобной форме по месту проживания или работы обучающихся, расширения географии обучения на другие регионы и зарубежные страны;

• интенсификация использования научного, методического и

технического потенциала Университета.

2. Структура и функции Мультимедийного Института Дистанционного Обучения (МИДО):

2.1. Международный центр дистанционного образования обеспечивает:

текущую координацию работ по развитию дистанционного обучения в институтах НОУ МИДО, в том числе разработку нормативных документов о деятельности МИДО и институтов НОУ МИДО в области ДО, научных принципов дистанционного обучения и технологий дистанционного обучения и его научно-методического, системотехнического, кадрового и материально-технического обеспечения;

разработку критериев, средств и систем контроля качества дистанционного обучения;

содействие в разработке дистанционных курсов и создание банка аттестованных дистанционных курсов;

мониторинг осуществления образовательной деятельности по технологиям дистанционного обучения, включая мониторинг проведения промежуточного итогового контроля студентов дистанционного обучения различных институтов НОУ МИДО;

консультации по разработке дидактического и методического обеспечения дистанционных курсов,

содействие адаптированию курсов для обучения иностранных студентов;

развитие сотрудничества с зарубежными университетами и иными партнерами с целью привлечения зарубежных студентов дистанционного обучения;

использование опыта зарубежных и местных университетов и других организаций-партнеров для обеспечения инновационного развития дистанционного обучения в институтах НОУ МИДО.

2.2. МИДО поддерживает банк аттестованных дистанционных курсов НОУ МИДО, которые объединены между собой специализированной информационно-коммуникационной сетью.

2.3. Банк аттестованных дистанционных курсов НОУ МИДО (далее - БАНК) является распределенным информационным ресурсом, который может быть расположен на сервере НОУ МИДО с централизованной системой виртуального управления им и защиты от несанкционированного доступа и копирования информации.

Аттестация дистанционных курсов осуществляется экспертной комиссией соответствующего института НОУ МИДО в порядке, который определяется Министерством образования и науки КР, по представлению авторов дистанционных курсов или лиц, которые представляют их интересы. Функционирование банка аттестованных дистанционных курсов осуществляется при полном сохранении авторских и имущественных прав на дистанционные курсы и обеспечении авторского надзора за их использованием.

2.4 НОУ МИДО обеспечивает гарантированное качество дистанционного обучения посредством:

использования в учебном процессе аттестованных дистанционных курсов;

адаптации предлагаемых курсов с зарубежными партнерами МУК – агентами по набору за рубежом;

проведения периодического мониторинга качества дистанционного обучения.

3. Управление системой дистанционного обучения:

3.1. Управление МИДО осуществляется Президентом УНПК МУК и непосредственно директором Центра, которые:

принимают решение и обеспечивают проведение необходимых мероприятий, которые дают право НОУ МИДО вести дистанционное обучение по избранным направлениям (специальностям);

обеспечивают подготовку персонала для внедрения дистанционной формы обучения;

обеспечивают представление на аттестацию разрабатываемых в университете дистанционных курсов;

обеспечивают научно-методическую, системотехническую и материально-техническую поддержку дистанционного обучения;

осуществляют контроль по качеству дистанционного обучения.

4. Стандарты в дистанционном обучении:

4.1. Дистанционная форма обучения базируется на государственных стандартах высшего образования и международных технологиях дистанционного обучения.

4.2. Согласно ст. 37, гл. 5 Закона КР «Об образовании» «образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Образовательная организация может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы частично или в полном объеме (за исключением некоторых занятий) в порядке, установленном центральным органом государственного управления образованием Кыргызской Республики».

4.3. Требования к структуре и формату учебных курсов и управления ими в НОУ МИДО формируются на основе международных стандартов дистанционных курсов информационно-образовательной среды MOODLE.

Слово Moodle – это аббревиатура от понятия Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда. Среда MOODLE может быть запущена на операционных системах Windows или Mac и многих разновидностях Linux .

5. Участники учебного процесса.

5.1 Участниками учебного процесса дистанционной формы обучения являются:

работники Университета, которые обеспечивают учебный процесс, в том числе административно-управленческие и научно-педагогические работники, а также инженерно-технический и вспомогательный персонал (системные администраторы, администраторы дистанционного обучения, программисты, методисты, и прочие);

работники внешних организаций – специалисты организаций-партнеров по дистанционному обучению, а также косвенно - персонал организаций интернет-провайдеров и специалисты Министерства Образования КР.

лица, которые обучаются (студенты, слушатели и т.п., далее по тексту- студенты).

5.2. Взаимоотношения между участниками учебного процесса по дистанционной форме обучения регулируются соответствующими договорами.

5.3. Учиться на дистанционной форме обучения имеют право граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства согласно действующему законодательству и международных соглашений. Условия приема на обучение по дистанционной форме определяются Министерством образования и науки КР.

5.4. Срок обучения по дистанционной форме определяется государственными стандартами образования или индивидуальными учебными планами, которые разрабатываются образовательными институтами НОУ МИДО с учетом реальных возможностей выполнения учебных, учебно-производственных и образовательно-профессиональных программ в определенные сроки.

5.5. Выпускникам Университета, которые успешно закончили полный курс обучения по дистанционной форме обучения и прошли государственную аттестацию, выдаются соответствующие документы государственного образца об образовании. Студенты, которые успешно закончили обучение по отдельным дистанционным курсам, получают квалификационный документ (сертификат) Университета.

5.6. Перечень направлений, специальностей и учебных дисциплин, по которым допускается подготовка по дистанционной форме обучения, устанавливается Министерством образования и науки КР.

5.7. Перечень учебных дисциплин и форм организации обучения, по которым может быть обеспеченное дистанционное обучение или использования его элементов, определяет НОУ МИДО.

6. Особенности организации учебного процесса дистанционного образования.

6.1. Учебный процесс дистанционного обучения в НОУ МИДО организовывается на основании учебных планов, которые разработаны на основе стандартов высшего образования, при условии выполнения требований ко всем элементам технологий дистанционного обучения. Учебный процесс по дистанционной форме в НОУ МИДО осуществляется в таких формах: учебные занятия; выполнение курсовых и проектных заданий; практическая подготовка; контрольные меры.

6.2. Основой учебного процесса является учебный план или индивидуальный учебный план направления подготовки (специальности), составленный в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и утвержденный руководителем соответствующего образовательного института НОУ МИДО. Лица, принятые на дистанционное обучение, проходят регистрацию на сайте дистанционного обучения НОУ МИДО в среде
MOODLE, где представлен весь комплекс учебных материалов (график учебного процесса, учебно-методический комплекс, включающий в себя: рабочую программу, программу курса, вопросы к СРС, список литературы, тестовые задания, электронный учебник по курсу и т.д.) Для управления учебным процессом и доставки обучаемым дидактических материалов применяется информационно-образовательная среда MOODLE. Таким образом, все виды учебной деятельности осуществляются посредством:

- педагогического общения преподавателя со студентом с использованием информационно-образовательной среды MOODLE;

- самостоятельной работы студента с учебными материалами, представленными в информационно-образовательной среде MOODLE.

В качестве форм контроля знаний студентов дистанционного обучения применяются: текущий контроль путем проверки письменных работ, сдачи модулей и тестовых заданий, проверки курсовых работ, итоговый контроль во время экзаменационной сессии в виде экзаменов в среде MOODLE или с использованием Skype (и т.п.) интернет видео-конференций.

В целях обеспечения должного руководства самостоятельной работой студента, контроля выполнения им учебного плана и усвоения учебного материала в установленном объеме вводится прикрепление студента к преподавателю-консультанту (тьютору) как на весь период обучения, так и на период изучения конкретной дисциплины.

Учебный год начинается 1 сентября, состоит из двух семестров и заканчивается в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Каникулы устанавливаются согласно с календарным графиком. Ученый совет вуза имеет право переносить сроки начала учебного года, но не более чем за 2 месяца.

Для получения второго высшего образования или освоения программы профессиональной переподготовки сроки начала учебного года могут устанавливаться два раза в год в соответствии со сроками начала учебных семестров.

Образовательный институт НОУ МИДО оценивает качество освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в процессе текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников как в среде MOODLE, так и при непосредственных встречах.

Количество экзаменов, предусматриваемых для промежуточной аттестации обучающихся, не должно превышать десяти в учебном году, а количество зачетов – двенадцати (согласно гос. стандарта). Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, вид и технология их проведения устанавливаются Ученым советом вуза. Итоговая государственная аттестация выпускников осуществляется Государственной аттестационной комиссией на базе высшего учебного заведения. Порядок проведения государственной аттестации устанавливается Положением об итоговой аттестации.

6.3. Основными видами учебных занятий при дистанционном обучении являются: самостоятельное изучение учебного материала дистанционного курса, лекция, консультация, семинар, дискуссия, практическое занятие, лабораторное занятие.


6.3.1. Самостоятельное изучение предусматривает использование учебных материалов дистанционных курсов, которые студенты получают через Интернет (Интранет, корпоративную сеть) и / или на переносном носителе информации (CD-ROM, DVD-ROM и т.п.). Требования относительно самостоятельного изучения учебного материала конкретной дисциплины определяются учебной программой дисциплины, методическими указаниями, инструкциями и задачами, которые содержатся в дистанционном курсе.

6.3.2. Лекция - один из видов учебного занятия в дистанционном обучении, на котором студенты получают информацию лекционного материала через средства телекоммунspan lang=UKo:pобучениеикационной связи одним из о/spanMsoNormal/iбразов:

- аудиовизуальная информация лекционного материала в синхронном режиме, когда студенты могут получать информацию от лектора и задавать ему вопрос в реальном измерении времени (интернет-конференция);

- асинхронный режим, когда студенты получают аудиовизуальную запись лекционного материала;

- режим дистанционной мультимедийной лекции, когда студент получает доступ к материалам для подготовки студентов из лекции, которые включают полнотекстовый материал, схемы, фото, видеофрагменты и непосредственную презентацию лекции.

6.3.3. Консультация - это элемент учебного процесса, по которому студенты дистанционно получают ответы от преподавателя на конкретные вопросы или объяснение определенных теоретических положений или аспектов их практического применения.

6.3.4. Семинар - это учебное занятие, во время которого происходит обсуждения изученной темы, к которому студенты готовят тезисы выступлений на основании выполненных задач.

6.3.5. Дискуссия - это учебное занятие, проведение которого определяется преподавателем в связи с необходимостью решения текущей проблемы, которая возникла у студентов в ходе обучения, путем обсуждения ее студентами с преподавателем и между собой.

6.3.6. Семинар- дискуссия проводятся дистанционно в синхронном режиме (в реальном времени) с использованием телекоммуникационной сети или высокоскоростной интернет связи (интернет-конференция).

6.3.7. Практическое занятие - это учебное занятие, во время которого происходит детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формируются навыки их практического применения путем индивидуального выполнения задач, которые сформулированы в дистанционном курсе. Для каждого практического занятия студенты используют мультимедийные материалы для проведения практических занятий, размещенные на сервере дистанционного обучения, которые включают: полнотекстовый материал (с выделением особенно важных вопросов для усвоения), схемы, фотографии, видео. Практические занятия выполняются дистанционно, результаты присылаются преподавателю по электронной почте.

6.3.8. Лабораторное занятие - форма учебного занятия, которое предусматривает, что студенты лично проводят натурные или имитационные эксперименты или опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений конкретной учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой, вычислительной техникой, методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

6.3.9. Лабораторные занятия могут вестись дистанционно с использованием соответствующих моделированных программ (эмуляторов), виртуальных лабораторий;

6.4. Перечень дисциплин, по которым не допускается дистанционное выполнение лабораторных работ, определяет НОУ МИДО.

6.5. Практическая подготовка студентов осуществляется в форме реальной профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством Университета.

6.6. Студенты дистанционной формы обучения, которые работают по избранной специальности, освобождаются от прохождения практической подготовки в случае подтверждения практической квалификации посредством соответствующего испытания.


6.7. Контрольные меры у студентов дистанционной формы обучения предусматривают текущий, рубежный и итоговый контроль.

6.7.1. Основной формой текущего и рубежного контроля является тестирование. Кроме того, текущий контроль осуществляется во время проведения практических, лабораторных, семинарских занятий и дискуссий.

6.7.2. Оценивание результатов тестирования, практических и лабораторных работ происходит дистанционно в двух режимах: автоматизировано и непосредственно преподавателем.

6.8. Испытания и зачеты выполняются студентами в период экзаменационных сессий или по индивидуальному графику, который утверждается НОУ МИДО.

6.9. В соответствии с механизмом гарантированной идентификации участников процесса дистанционного обучения испытания и зачеты осуществляются очно (государственные экзамены) или дистанционно в присутствии ответственного лица или комиссии, которые будут иметь полномочие относительно идентификации лица студента.

6.10. Результаты семестрового контроля хранятся в электронном виде и дублируются на бумажных носителях (экзаменационных и зачетных ведомостях и журналах учета успеваемости).

7. Обеспечение дистанционного обучения

Обеспечение дистанционного обучения включает такие составные: научно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; системотехническое обеспечение; материально-техническое обеспечение.

7.1. Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения разрабатывают преподаватели НОУ МИДО. Научно-методическое обеспечение включает:

дидактическое и методическое обеспечение дистанционных курсов – электронный учебно-методический комплекс, включая обязательный и дополнительный комплекты;

единые требования к учебным планам, программам и нормативам дистанционного обучения, которые отвечают государственным стандартам образования;

методики разработки, апробации и внедрения дистанционных курсов;

научно-методические основы функционирования банка аттестованных дистанционных курсов.

7.2. Кадровое обеспечение дистанционного обучения реализуется постоянно действующей системой переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих по технологии дистанционного обучения:

педагогических и научно-педагогических работников Университета;

специалистов по информационно-коммуникационным технологиям - инженеров, программистов, системных администраторов дистанционного обучения;

менеджеров дистанционного обучения;

методистов дистанционного обучения;

экспертов дистанционного обучения.

7.3. Системотехническое обеспечение включает в себя: аппаратное обеспечение; программное обеспечение; информационное обеспечение.

7.3.1. К аппаратному обеспечению принадлежат:

- серверы для размещения дистанционных курсов, Web- Сайтов и среды MOODLE;

- рабочие станции (компьютеры с используемой обучающей средой MOODLE) для преподавателей и персонала, которые обеспечивают процесс дистанционного обучения, а также дистанционных студентов;

- сетевое оборудование для объединения серверов и рабочих станций в единую локальную систему и их подключение к Интернет (Интранет).

7.3.2. Программное обеспечение включает: системное программное обеспечение для поддержки работы серверов и рабочих станций; прикладное программное обеспечение для поддержки Web- Сайтов и информационных ресурсов; прикладное программное обеспечение для поддержки функций дистанционного обучения, которые обеспечивают общую поддержку и администрирование процесса дистанционного обучения; прикладное программное обеспечение для преподавателей, студентов и учеников, с помощью которого реализуются конкретные решения организации и ведение учебного процесса в дистанционной форме; прикладное программное обеспечение для создания учебных материалов дистанционных курсов (редактора текста, графики, видео, звука, анимационные пакеты и т.п.); другое программное обеспечение, которое рекомендуется или распространяется Университетом для его использования лицами, которые учатся по дистанционной форме обучения.

7.3.3. К информационному обеспечению принадлежат информационные ресурсы, которые используются в процессе дистанционного обучения: отдельные дистанционные курсы, электронные библиотеки, нормативно-правовая база дистанционного обучения, другие базы и банки данных, в том числе и те, что есть в сети Интернет.

7.4. К материально-техническому обеспечению принадлежат материальные объекты и оборудования, которые обеспечивают процесс дистанционного обучения. Требования к материально-техническому обеспечению определяются соответствующими строительными и санитарно-гигиеническими нормами.

8. Финансовые отношения в сфере дистанционного обучения

8.1. Финансирование в системе дистанционного обучения осуществляется за счет средств: физических и юридических лиц, которые вносят плату за обучение; выполнение хозяйственных договоров; полученных грантов; добровольных взносов и пожертвований; других поступлений, которые не запрещены действующим законодательством.

8.2. Финансовые отношения между НОУ МИДО, организациями и учреждениями в сфере дистанционного обучения осуществляются согласно двухсторонним или многосторонним договорам.

9. Международное сотрудничество в сфере дистанционного обучения

9.1. НОУ МИДО имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере дистанционного обучения, заключать соответствующие договора, устанавливать прямые связи с учебными заведениями иностранных государств, международными организациями, фондами и т.п. согласно действующему законодательству.

/span
Последнее изменение: Четверг 16 Октябрь 2014, 13:11