Курсовая работа
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в вузе. Целью выполнения курсовых работ является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
Задачами выполнения курсовых работ являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по определенному комплексу учебных дисциплин, а также овладение умениями, навыками научно-психологического исследования.
При выполнении курсовой работы студент должен обнаружить способности:
- выдвинуть научную (рабочую) гипотезу;
- собрать и обработать информацию по теме;
- изучить и критически проанализировать полученные материалы;
- систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;
- самостоятельно решить поставленные творческие задачи;
- логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.
Курсовая работа все более усложняется в зависимости от года обучения. Это проявляется в постепенном усложнении объектов и методов исследования.
Первая курсовая работа представляет собой аналитический обзор литературы, полученный в результате отбора и анализа разных видов издания по теме исследования.
Целью первой курсовой работы является выработка навыков работы с литературой, в том числе поиска и отбора документов, критического анализа их содержания, синтеза полученной информации.
Вторая и последующие курсовые работы наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты самостоятельно проведенного исследования.
Целью второй и последующих курсовых работ является выработка навыков проведенного эмпирического научного исследования.
Задачами второй и последующих курсовых работ являются:
- овладение методами сбора и обработки эмпирической информации;
- сравнение теоретических данных, полученных в ходе эмпирического исследования;
- обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций.
Нередко курсовая работа становится основой для написания в будущем дипломной работы, и это стоит учитывать при выборе темы курсовой работы. При написании курсовой работы за студентом закрепляется научный руководитель от кафедры.
Этапы написания курсовой работы.
1. Выбор темы курсовой работы.
Студент определяет тему курсовой работы в соответствии с перечнем тем, разработанных и утвержденных на кафедрах, а также руководствуясь своими научными интересами и склонностями, в рамках предложенного круга тем.
Для правильного выбора темы студент консультируется с научным руководителем, который и поможет определить тему, поставить цели и задачи курсовой работы, даст советы по методике выполнения курсовой работы. Студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. По выбранной теме курсовой работы студенту следует определить "объектную область", "объект" и "предмет" исследования,
т.к. каждая тема находится в определенной системе координат.
Обоснование актуальности выбранной темы – это начальный этап работы над курсовым сочинением. Целесообразно брать для курсовой работы достаточно узкие и как можно более конкретные темы, поскольку только узкая тематика может быть проработана достаточно глубоко и детально. Однако слишком узкая и специальная проблема может создать трудности для выполнения курсовой как квалификационной работы, а также для обоснования значимости темы исследования и в теоретическом и прикладном аспекте.
Освещение актуальности темы не должно быть многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации и результаты ее решения. Проблемная ситуация возникает тогда, когда старое знание перестает удовлетворять потребностям практики. Это касается научных и учебных проблем, пересечение которых должно стать каркасом курсового проекта. Знание этой ситуации необходимо подтвердить с помощью обзора литературы по избранной теме, в котором дается аннотация освещения степени разработанности темы. В частности, определяется степень новизны темы, характеризуются основные этапы развития предмета изучения, показывается вклад предшественников, уточняется круг вопросов, оставшихся неразрешенными, оцениваются методики, полнота и значимость выводов авторов.
Цель работы должна охватывать весь процесс исследования научной проблемы и быть увязана с конкретными задачами, решение которых обеспечивает реализацию замысла курсового проекта. Задачи формулируются обычно в виде перечислений (изучить, описать, установить, выяснить, доказать и т. д.). Их решение составляет содержание глав курсовой работы.
В методологии курсовой работы важную роль играют объект и предмет исследования. Объект – это явление или процесс, порождающие проблемную ситуацию, создающие ее дискурс, без учета которых она не может быть понята и изучена. Предмет – это та сторона объекта, которая непосредственно связана с проблемной ситуацией и составляет тему исследования.
Очень важным этапом исследования является выбор методов, с помощью которых подбирается, систематизируется и анализируется фактический материал. Примером, а также методологической основой курсового сочинения могут быть труды ведущих ученых на подобную или близкую тему. Вместе с тем студент должен самостоятельно обосновать применение тех или иных теоретических и эмпирических методов в своей работе.
Описание процесса исследования в курсовой работе является целесообразным, если он потребовал применение различных методик, техник и этапов исследовательской деятельности. Несомненно, ценной стороной работы может стать ее апробация на практике, обсуждение или защита на семинарском занятии, получение отзыва рецензента и т. п.
2. Подбор литературы по теме.
Работа с научным руководителем начинается сразу же после выбора темы курсовой работы с подбора литературы по избранной теме. Научный руководитель рекомендует студенту основную базовую литературу, являющуюся обязательной при разработке данной темы - монографии, фундаментальные научные статьи.
На предварительную проработку опубликованной литературы должно отводиться 2-3 недели.
3. Составление рабочего плана курсовой работы.
План – логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый параграф должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов темы курсовой работы или формулировок, выходящих за рамки исследования. Обычно работа состоит из трех параграфов, но если этого требуют интересы исследования, то их количество может быть либо меньше, либо больше трех.
Систематизация получаемых сведений проводится по основным разделам курсовой работы, предусмотренных планом.
Составление рабочего плана и исследовательского графика помогает рациональной организации труда над курсовым сочинением и завершению его в установленный срок. Как правило, рабочий план включает:
• разработку темы (формулирование гипотез, создание рубрикатора, плана-конспекта и др.);
• библиографический поиск литературных источников;
• изучение ресурсов Интернета;
• изучение литературы и отбор фактического материала;
• систематизацию и анализ собранной информации;
• обобщение и формулировку выводов;
• оценку общих результатов исследования.
4. Изучение рекомендованной литературы
После составления студентом рабочего плана и получения задания от научного руководителя на подбор материалов по теме курсовой работы студент приступает к детальному изучению обязательной литературы.
Детальное изучение студентом источников научной литературы заключается в их конспектировании и систематизации. Характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в будущей курсовой работе. Это могут быть выписки, цитаты, краткое изложение содержания научного источника или характеристика фактического материала.
Систематизация получаемых сведений проводится по основным разделам курсовой работы, предусмотренных планом. Работа по подбору литературы предполагает систематические консультации с научным руководителем, обязательное согласование с ним всего списка подобранной литературы, а также обсуждение проработанного материала. После того, как тщательно изучена и проработана собранная но теме литература, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана курсовой работы.
2. Работа над рукописью курсовой работы
Ведется, как правило, параллельно проводимому исследованию. Отдельные ее фрагменты могут создаваться уже в процессе чтения и обдумывания литературы, проведения наблюдений и экспериментов, анализа результатов опросов и исполнять роль «строительного материала» будущего «здания» работы. Тем не менее, поскольку курсовое сочинение является своеобразным квалификационным трудом, его оценивают не только по фактическому содержанию, но и по композиционному построению и оформлению.
Традиционно сложилась следующая структура курсовой работы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения.
8. Вспомогательные указатели.
Содержание в работе - это перечень глав и параграфов, составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В содержании указывают номер страницы, на которой находится начало данной главы и параграфа.
После написания разделов работы следует приступить к подготовке введения, в котором должна быть обоснована актуальность избранной темы, показано ее теоретическое и практическое значение, а также приведена краткая характеристика степени разработанности избранной темы в современной науке. Дается характеристика методов исследования, используемых в работе, кратко излагается структура работы в целом. Во введении также формулируются цели и задачи работы. Объем введения 1-2 страницы.
В главах основного раздела работы представляются результаты исторического, теоретического и экспериментального исследования проблемы. Иногда история вопроса не выделяется в особую главу, а кратко освещается во введении. Теоретический и экспериментальный материал целесообразней расположить в отдельных главах исследования. Теоретическая часть работы включает обзор литературы. Практическая часть работы включает описание объекта исследования, а также результаты и выводы. Объект описывается как качественно, так и количественно, при этом указываются источники статистических данных и методы сбора информации.
Следует обратить внимание на стилистику, язык работы, ее оформление. Цифровой материал приводится в работе в виде аналитических таблиц, для наглядности рекомендуется строить схемы и графики. Все таблицы, схемы, графики следует пронумеровать.
Ссылки на приложения целесообразно давать с указанием номера.
Все разделы работы должны быть связаны между собой. Поэтому особое внимание нужно обращать на логические переходы от одного параграфа к другому и внутри параграфа от вопроса к вопросу.
В заключении подводятся итоги работе, даются общие выводы исследования в целом, формулируются рекомендации, ставятся проблемы, требующие дальнейшего исследования.
Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:
1. Инструктивные материалы, официальные справочники
2. Специальная литература в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям.
3. Периодические издания с указанием года и месяца журналов и газет (см. Приложение №3).
Как правило, при написании курсовых работ используются внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки. Подстрочные ссылки располагаются внизу страницы, отделяемые от основного текста короткой горизонтальной линией с левой стороны, проведенной через 1,5 интервала. Ссылки бывают первичные и вторичные. При первом упоминании или цитировании произведения дается полное библиографическое описание. При повторной ссылке после фамилии автора следует писать: Указ. соч. и страница. Если повторная ссылка стоит непосредственно за ссылкой на то же издание и на одной с ней страницей, то текст ее принято заменять словами Там же. При повторной ссылке на другой странице к словам Там же добавляется номер страницы. При повторной ссылке на другой том издания к сочетанию Там же добавляется номер тома. Не рекомендуется применять сочетание Там же при переходе на следующую страницу. Если цитируются несколько книг одного автора, то после фамилии автора длинные названия можно дать в сокращенной форме, заменяя опущенные слова многоточием и указать номер страницы.
При цитировании не по первоисточнику следует указывать работу, из которой взята цитата
Курсовая работа сдается в одном экземпляре.
6. Форма и порядок аттестации курсовых работ.
Аттестация курсовой работы по дисциплине учебного плана проводится в форме зачета (зачтено/ незачтено) или дифференцированного зачета («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Форма аттестации (зачет или дифференцированный зачет) определяется Ученым советом факультета. Зачет или оценка проставляются в специальной ведомости и зачетной книжке студента. Руководитель курсовой работы назначает дату предоставления окончательного варианта курсовой работы с учетом того, что аттестация курсовых работ по дисциплине учебного плана должна быть проведена до начала экзаменационной сессии.
Аттестация курсовой работы по специальности (направлению) предполагает обязательную защиту курсовой работы на заседании комиссии по защите курсовых работ в составе не менее трех преподавателей, как правило, в присутствии руководителя курсовой работы. В отсутствие руководителя курсовой работы защита может быть проведена при условии представления им письменного отзыва на курсовую работу.
Состав комиссии по защите курсовых работ, график ее работы должны быть определены заведующим кафедрой и доведены до сведения студентов, руководителей курсовых работ и членов комиссии не позднее, чем за 1 неделю до назначенной даты защиты курсовых работ.
График работы комиссий составляется с учетом того, что аттестация курсовых работ по специальности (направлению) может быть проведена до начата зачетной недели. Повторная защита курсовых работ для студентов, которые по уважительной причине не вышли на защиту курсовой работы или были не допущены к защите научным руководителем, назначается, как правило, в период проведения зачетной недели. Общее число защит не может превышать трех раз.
Курсовая работа допускается к защите научным руководителем при условии законченного оформления и соответствия содержания работы требованиям, сформулированным в Методических рекомендациях по написанию курсовых работ соответствующей кафедры и соблюдения сроков предоставления курсовой работы.
Руководитель курсовой работы по специальности сдает работу на кафедру не позднее,
чем за 2 дня до назначенной даты защиты. На титульном листе работы руководитель делает запись: «Курсовая работа допущена к защите»» или «Курсовая работа к защите не допущена». Руководитель должен дать письменный отзыв на работу, если это предусмотрено решением кафедры.
Основанием для недопуска курсовой работы к защите является несоответствие работы требованиям, предъявляемым к оформлению и содержанию курсовых работ по специальности (направлению), либо нарушение сроков предоставления работы без уважительных причин. В случае недопуска курсовой работы к защите, руководитель курсовой работы проставляет в экзаменационную ведомость неудовлетворительную оценку.
Студент, не имеющий зачета по курсовой работе без уважительной причины, к экзаменационной сессии не допускается. Зачет по курсовой работе по дисциплине учебного плана следует рассматривать как обязательное условие допуска студента к экзамену по данной дисциплине, если он предусмотрен учебным планом.
Приложение №1
Необходимые элементы работы и их расположение.
Содержание работы: (оглавление)
Введение. --------------------------------стр.
Глава 1.Название главы --------------------------------стр.
Глава 2.Название главы ------------------------------- стр.
Заключение --------------------------------стр.
Приложение --------------------------------стр.
Список использованной литературы --------------------------------стр.
Приложение №2
Обязательные требования к тексту работы.
Перечисленные требования являются обязательными для получения высшей отметки (баллов).
1. Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.
2. Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 5 страниц.
3. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.
4. Каждая цитата, каждый рисунок или график, каждая формула, каждый расчет должны иметь сноску. Если рисунок или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.
5. Сносок должно быть не меньше, чем источников литературы.
7. Текст может быть машинописный или распечатанный электронный вариант работы. Размер шрифта 12 пунктов (кроме заголовков).
8. Общий объем курсовой работы – 10 - 15 стандартных страниц машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала (30–40 страниц рукописного текста). В данный объем не входят приложения и список литературы.
9. Работа выполняется на бумаге формата А4. Текст помещается только на одной стороне листа. Страница должна иметь следующие поля: левое и нижнее –
10. Пояснения к тексту или библиографические ссылки оформляются как сноски. Знак сноски (цифра или звездочка) ставится непосредственно после того слова (предложения), к которому относится пояснение (ссылка) и перед текстом примечания. В тексте ссылки должны соблюдаться правила библиографического описания.
Приложение 3
Приложение 3. Титульный лист курсовой работы.
ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «*************************»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: **************************************************
***************************
Студент: / **************. /
Руководитель: / ************** /
Заведующий кафедрой: / **************/.
Приложение 4
Правила оформления списка литературы для реферата и курсовой работы
Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:
1. Инструктивные материалы, официальные справочники.
2. Специальная литература.
3. Периодические издания.
4. Интернет источники (с указанием точных ссылок)
Пример оформления списка использованной литературы:
1. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка. - М., 1999.
2. Statsoft. Ins. (1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http//www.statsoft.ru/home/textbook.
В список вносятся только те работы, которые непосредственно использованы в реферате (цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании концепции автора реферата, если на это указано во введении). Нельзя вносить в список прочитанные, но не использованные в работе книги, а тем более вовсе незнакомые автору произведения, названия которых он переписал из библиотечных каталогов или библиографии в других книгах. Это расценивается как научная недобросовестность и реферат в таком случае к защите не допускается.
В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания и количество страниц, которые обозначаются строчной, то есть маленькой, буквой "с" с точкой. Например, Данилов А. А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. 432 с. Если место и год издания неизвестны, после названия произведения или источника указывается: Без м. и г. издания.
Издательство указывается после двоеточия, следом за обозначением или названием города, при этом если название представляет собой личное имя, то оно пишется в именительном падеже и без слова "издательство" (Владос, Вече, Полигон). В случае указания ведомственной принадлежности издательства, слово "издательство" входит в название и обозначается сокращенно (Изд-во Моск. ун-та, Изд-во Ленингр. ун-та, Изд-во стандартов).
Библиографические описания книг (монографий, учебников, справочников), написанных одним, двумя или тремя авторами, должны включать: фамилии и инициалы авторов; заглавие книги; сведения о повторности издания; место издания; порядковый номер тома, выпуска или части; количество страниц. Если авторов больше трех, то книга описывается под заглавием, после которого ставится косая черта и указываются инициалы и фамилии первых трех авторов со словами "и др.". Статьи из сборников включаются в список также в алфавитном порядке фамилий авторов. После названия сборника и одной косой черты (/) в именительном падеже могут быть указаны его составитель, либо ответственный, главный или научный редактор (например, Анисимов Е. В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. С. 186-220.). В сборнике вместо общего числа страниц указываются крайние страницы (первая и последняя) используемой статьи данного сборника.
В списке использованных журналов и газет между названиями статьи и издания ставятся две косые черты с правым наклоном (//). Например: Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 3-23.
В ссылках на статьи в ежедневных газетах указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название издания, год, число и месяц выхода в свет. Страница газеты указывается лишь в тех случаях, когда в данном номере более 6 страниц. Название газеты, в котором одно из двух слов прилагательное, его допустимо сокращать (Веч. Петербург, Российская газ. и пр.). При отсутствии заголовка и сведений об авторстве газетной информации, указывается только название газеты и дата выхода ее в свет. Например: Известия. 2001. 22 июня.