ПОЛОЖЕНИЕ
об использовании очно - дистанционных технологий обучения в сфере высшего профессионального образования в НОУ МИДО УНПК МУК
Настоящее Положение в соответствии с Законом КР «Об образовании», Положением об образовательном организации высшего профессионального образования КР, Положение о государственных образовательных стандартах профессионального образования в КР, Положение об образовательной организации среднего профессионального образования КР, Положение о дополнительном профессиональном образовании в КР, регулирует деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.
1. Общие положения и определения
Очно-дистанционное обучение, так и дистанционное является одной из форм получения образования на основе использовании образовательных технологий, базирующихся на современных методиках очного обучения, а также с помощью технических средствах связи и передачи информации, которая включает в себя комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды MOODLE.
Очно-дистанционное обучение как технология есть целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, обучающихся в учебном заведении, осуществляемое как посредством электронных средств связи, а также с использованием традиционных технологий.
Отличительной особенностью очно-дистанционного обучения является организация учебного процесса с помощью средств, методов и технологий как непосредственного, так и опосредованного педагогического общения преподавателя со студентом с максимальным нормативно установленным количеством обязательных занятий.
Таким образом, по технологии очно-дистанционное обучение совпадает с одной стороны с технологиями заочной формы обучения, а сдругой, по насыщенности и интенсивности учебного процесса – с технологиями очной формы обучения.
В Положении используются следующие основные понятия:
1. Система очно-дистанционного образования- образовательная система, в которой образовательные программы осуществляются по очно-дистанционной технологии обучения.
2. Учреждение очно-дистанционного образования – образовательное учреждение, осуществляющее учебный процесс по технологии очно-дистанционного обучения.
3. Образовательные технологии очно-дистанционного обучения – педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием различных методик, в информоционно-образовательной среде MOODLE, с использованием технологий очного обучения
4. Дидактические средства очно-дистанционного обучения – учебные материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, как с преподавателем, так и при отсутствии непосредственного общения с преподавателем.
5 Тьютор- преподаватель – консультант, осуществляющий руководство самостоятельной работой студентов, проводящий по поручению преподавателя отдельные виды аудиторных и внеаудиторных занятий и осуществляющий контроль выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала.
2.Организационно – правовые формы учреждений очно-дистанционного образования
Образовательные программы по очно-дистанционной технологии обучения осуществляются на базе высших учебных заведений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Очно-дистанционное обучение может осуществляться на базе высшего учебного заведения, а также индивидуально по месту проживания студента, зачисленного в соответствующее высшее учебное заведение.
3.Субъекты очно-дистанционного обучения
Субъектами очно-дистанционного обучения являются студенты, слушатели высших учебных заведений.
Права и обязанности лиц, обучающихся по очно-дистанционной технологии на базе высших учебных заведений, приравниваются к правам и обязанностям обучающихся по очной форме.
Права и обязанности лиц, обучающихся по очно-дистанционной технологии индивидуально по месту проживания студента, приравниваются к правам и обязанностям обучающихся по очной форме.
Права и обязанности работников высших учебных заведений определяются законодательством Кыргызской Республики.
4.Образовательные программы очно-дистанционного обучения
Образовательные программы высшего профессионального образования определяют содержание образования для определенных направлений подготовки (специальностей). Обязательный минимум содержания образовательной программы по каждому направлению подготовки (специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Образовательные программы с применением технологий очно-дистанционного обучения могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя с обучающимся, организацией учебного процесса, технологией обучения: очная, очно-заочная, заочная..
По решению ученого совета высшего учебного заведения и согласия обучающегося образовательные программы могут осваиваться сочетанием этих форм обучения. При обучении по определенной форме и в случае сочетания различных форм обучения действует единый образовательный стандарт.
Объем обязательных занятий и срок очно-дистанционного обучения для обучающихся на базе высших учебных заведений соответствует объему очной формы обучения. Объем обязательных занятий и срок очно-дистанционного обучения для обучающихся индивидуально по месту проживания соответствует объему и сроку очной формы обучения.
Допускается по решению ученого совета высшего учебного заведения сокращение продолжительности обучения для лиц, SemiHidden= Name=true/o:pspan имеющих среднее профессиональное о Name=бразование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней.
Освоение в полном объеме образовательной программы в сокращенные сроки производится по индивидуальным планам (графикам) обучения, утвержденным высшим учебным заведением.
5.Прием в учреждение очно-дистанционного образования
Прием в учреждение очно-дистанционного обучения осуществляется в соответствии с правилами приема в высшее учебное заведение.
Гражданин, принятый в учреждение очно-дистанционного образования, является его студентом, ему выдается зачетная книжка и студенческий билет.
6.Организация учебного процесса очно-дистанционного обучения
Основой учебного процесса является учебный план или индивидуальный учебный план направления подготовки (специальности), составленный в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и утвержденный руководителем учреждения очно-дистанционного образования. На основе учебного плана индивидуально для обучающихся составляется график учебного процесса на текущий учебный год с указанием времени, выделяемого на экзаменационную сессию, самостоятельную и индивидуальную работу, а также указывается перечень контрольных мероприятий. Лицам, принятым на очно-дистанционное обучение, проводится регистрация в среде MOODL, в котором представлен весь комплекс учебных материалов (график учебного процесса, учебно-методический комплекс, включающий в себя: рабочую программу, программу курса, вопросы к СРС, список литературы, тестовые задания, электронный учебник по курсу и т.д.)
В качестве форм контроля знаний студентов обучающихся по очно-дистанционной форме применяются очно-дистанционно организованные мероприятия: текущий контроль путем сдачи модулей, как в среде MOODLE, так и в виде текстовых заданий, итоговый контроль во время экзаменационной сессии в виде экзаменов, проверка письменных работ, проверка курсовых работ.
В целях обеспечения должного руководства самостоятельной работой студента, контроля выполнения им учебного плана и усвоения учебного материала в установленном объеме вводится прикрепление студента к преподавателю-консультанту (тьютору) как на весь период обучения, так и на период изучения конкретной дисциплины.
Образовательное учреждение обязано обеспечить обучающихся прохождением учебной и производственной практик, предусмотренной госстандартами. Практика осуществляется на основе договоров между образовательным учреждением и предприятиями, учреждениями и иными организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и иные организации независимо от их организационно-правовых форм предоставляют места для прохождения практики, а также допускается организация некоторых видов практик непосредственно в образовательном учреждении.
Учреждение очно-дистанционного образования может устанавливать и
другие виды учебной деятельности.
Для осуществления видов учебной деятельности используются
дидактические средства и технологии очно-дистанционного обучения.
Все виды учебной деятельности в учреждении очно-дистанционного образования осуществляются посредством:
- педагогического общения преподавателя со студентом в аудитории или с использованием информационно-образовательной среды MOODLE
- самостоятельной работы студента с учебными материалами, представленными в информационно-образовательной среде MOODLE
. Для управления учебным процессом и доставки обучаемым дидактических материалов применяется информационно-образовательная среда MOODLE
Учебный год в учреждении очно-дистанционного образования начинается 1 сентября, состоит из двух семестров и заканчивается в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Каникулы устанавливаются согласно с календарным графиком. Ученый совет вуза имеет право переносить сроки начала учебного года, но не более чем за 2 месяца.
Для получения второго высшего образования или освоения программы профессиональной переподготовки сроки начала учебного года могут устанавливаться два раза в год в соответствии со сроками начала учебных семестров.
Учреждение очно-дистанционного образования оценивает качество освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в процессе текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников как в среде MOODLE, так и при непосредственных встречах
Количество экзаменов, предусматриваемых для промежуточной аттестации обучающихся, не должно превышать десяти в учебном году, а количество зачетов – двенадцати. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, вид и технология их проведения устанавливаются ученым советом вуза. Итоговая государственная аттестация выпускников осуществляется государственной аттестационной комиссией на базе высшего учебного заведения. Порядок проведения государственной аттестации устанавливается положением об итоговой аттестации.
7.Основные требования к учреждениям очно-дистанционного образования
7.1.Телекоммуникационное обеспечение
Пропускная способность телекоммуникационного канала учреждений очно-дистанционного образования должна быть достаточно для организации учебного процесса по всем видам учебной деятельности и технологиям педагогического общения, предусмотренным учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
7.2.Информационное обеспечение очно-дистанционного обучения
Информационное обеспечение образовательной деятельности учреждений очно-дистанционного образования должно представлять собой информационные ресурсы на различного рода носителях и иметь средства оперативного доступа к ним. Информационные ресурсы должны в полной мере обеспечивать проведение учебного процесса и качество знаний обучающихся. Средства оперативного доступа к информационным ресурсам должны быть основаны на компьютерных сетях и технологиях. Используемая в учебном процессе среда MOODLE, полностью отвечает предъявляемым требованиям
7.3.Материальная база учреждений очно-дистанционного образования
Осуществление учебного процесса в учреждениях дистанционного образования должно соответствовать требованиям в части: строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся и работников организаций образования, оборудования учебных помещений, лабораторного и компьютерного оборудования, средств телекоммуникаций.
8.Лицензирование учреждений очно-дистанционного образования
Лицензирование учреждений очно-дистанционного образования на право ведения образовательной деятельности по направлениям подготовки (специальностям) проводится в соответствии с положением о лицензировании учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Кыргызской Республики с учетом требований, предъявляемых к учреждениям очно-дистанционного образования.
9.Академические свободы при очно-дистанционном обучении
Учреждению очно-дистанционного образования предоставлено право изменять образовательные программы, программы учебных курсов и дисциплин, учебные и учебно-производственные планы в соответствии с уровнем технического и технологического обеспечения учебного процесса очно-дистанционного обучения.
Работники организаций образования их числа профессорско-преподавательского состава в праве самостоятельно определять содержание курсов и дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом, выбирать методы, средства и технологии очно-дистанционного обучения, которые наиболее полно отвечают содержанию курса, их индивидуальным особенностям и обеспечивают качество учебного процесса, но при обязательном использовании среды MOODLE