Педагогика

1. Новиков Д.А. Закономерности итеративного научения. - М.: Институт проблем управления РАН, 1998. - 77 с.

Предлагаемая работа доктора технических наук Д.А. Новикова посвящена изучению общих для систем живой и неживой природы - человек, группа людей, животные, искусственные системы - количественных закономерностей итеративного научения (как многократное повторение обучаемой системой действий, проб, попыток и т.д. для достижения фиксированной цели при постоянных внешних условиях). Основным методом исследования является математическое моделирование.

Работа ориентирована на специалистов по педагогике, психологии и физиологии человека и животных, теории управления, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей.

2. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.

В книге, написанной академиком Российской академии образования, доктором педагогических наук, профессором А.М. Новиковым, с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры раскрываются особенности, принципы и этапы учебной деятельности, формы её организации, методы и средства.

Предназначена для работников народного образования, а также студентов, аспирантов и докторантов.

3. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М.: АПО РАО, 1998. - 134 с.

Книга действительного члена Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора А.М. Новикова написана как пособие для организаторов научно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях: заместителей директоров по научной (научно-методической) работе школ, гимназий, училищ, техникумов, лицеев и колледжей; методистов, а также учителей, преподавателей, других педагогических работников образовательных учреждений, принимающих участие в инновационной, научно-исследовательской работе.

4. Тамарская Н.В., Власова А.А. Подготовка выпускников - будущих педагогов к рудоустройству (тренинг социально-психологической адаптации): Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 80 с.

Учебное пособие представлено системой психолого-педагогических тренинговых занятий, направленных на формирование умений и навыков эффективного социального поведения, которые способствуют оптимизации коммуникативных возможностей молодого специалиста, необходимых для организации продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и в межличностных отношениях, что создаёт возможность для самоопределения, выработки собственной технологии поиска и поступления на работу. Психолого-педагогический тренинг готовит выпускников к трудоустройству именно в системе образования, так как формирует умения и навыки, необходимые в преподавательском труде и оценивающиеся в процессе трудоустройства.

Предназначено студентам педагогических специальностей средних и высших учебных заведений.

5. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология её формирования в системе вузовского образования: Монография. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 308 с.

В монографии раскрываются философские и социальные подходы к изучению конфликтологической культуры специалиста. На основе теоретического анализа и данных опытной работы выделены и обоснованы концептуальные идеи, принцип и технология формирования конфликтологической культуры специалиста в вузовском образовании.

Для научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и руководителей вузов.

6. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. - М.: МГППУ, 2006. - 96 с.

Рекомендации предназначены широкому кругу специалистов, работающих в системе образования, в пособии рассматриваются вопросы профессиональных границ педагога-психолога при оказании помощи в кризисных ситуациях, в доступной форме даётся представление о кризисе, знания по оценке риска суицида, техники кризисного вмешательства для разных возрастных групп.

Особое внимание уделено планированию действий работников образовательного учреждения в кризисных ситуациях, различным техническим и психологическим моментам поведения в кризисных ситуациях, особенностям преодоления последствий ситуаций кризиса, посткризисного сопровождения, каким образом обеспечить психологическую безопасность.

7. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

Раскрываются ценности, смысл и сущность учебного проектирования как средства, активизирующего учебную деятельность учащихся. Алгоритмизированы необходимые этапы проектирования, сформулированы особенности создания и реализации проекта в зависимости от его типа: практико-ориентированного, исследовательского, информационного или творческого. Даны рекомендации методического, сервисного сопровождения целостной проектировочной деятельности, которые позволят педагогу глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в работе.

8. Петухов М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие / Под науч. ред. А.П. Беляевой. - Ульяновск: УлГТУ, 2001. - 199 с.

Учебное пособие представляет собой практико-ориентированное описание одной из основных проблем обеспечения гарантированного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов.

Использованные автором психолого-педагогические процедуры взаимодействия преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой позволяют перенести их на подготовку выпускников общеобразовательных школ к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

9. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.

В учебном пособии раскрывается проблема профессиональной рефлексии учителя как способности занять исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и самому себе как её субъекту. Рассматривается психологическое содержание феномена рефлексии, её механизм, роль и место в сознании и деятельности учителя. Особое внимание уделяется проблеме развития рефлексивных способностей учителя: приводится обзор разнообразных методов и приёмов развития педагогической рефлексии, предлагаются материалы тренинга рефлексии, разработанного автором.

Пособие содержит задания для самоконтроля и рефлексивный практикум, упражнения которого нацелены на развитие рефлексивных свойств мышления.

Книга может быть полезна как учителям (тем, кто ещё учится или уже имеет опыт практической работы), так и всем тем, кого интересует проблема развития способности к рефлексивному самоанализу.

10. Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002. - 228 с.

В учебном пособии раскрывается новый концептуальный подход, отражающий современные условия развития социально-образовательной среды и её субъектов; дается психологическая характеристика личности учителя, ориентированного на формирование у учащихся человекоцентрированной жизненной позиции, социальных умений и навыков межличностного общения; предлагаются методические рекомендации по формированию профессионально-личностной готовности студентов - будущих учителей к организации педагогической деятельности как процесса полисубьектного взаимодействия.

Может быть полезно всем читателям, имеющим отношение к процессу социализации развивающейся личности в современном глобальном сообществе.

11.Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. - 107 с.

Пособие состоит из трёх частей: в первой рассматриваются вопросы педагогических систем и технологий, во второй представлены сущностные характеристики современной дидактической системы проблемно-развивающего обучения, в третьей раскрыты актуальные вопросы педагогической конфликтологии и технология управления конфликтными ситуациями.

12. Варламова А.Я., Кирилов П.В. Педагогика: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 76 с.

Настоящее издание представляет собой учебно-методический комплекс по педагогике. Практическая ценность данного пособия состоит в том, что в нём содержатся учебно-методические материалы, необходимые для изучения и преподавания педагогики в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

13. Смирнова Н.А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. - Псков: ПГПИ, 2004. - 124 с.
Предлагается учебное пособие, посвящённое анализу актуальных проблем развития современного образовательного процесса. Педагогический анализ даётся на большом информационном материале. В качестве предметной основы рассматривается развитие форм организации обучения.
Но так как формы организации обучения обладают большей вариативностью: быстрее других реагируют на изменение целей и прочих элементов процесса обучения, обеспечивают реализацию целей интенсификации учебного процесса, содержания, методов и средств обучения, то содержание материала позволяет выйти на осмысление информации широкого плана. Большое значение имеет обращение к опыту истории (1918 - конец 90-х гг.), как одному из важнейших источников средств познания.
В работе анализируются проблемы конструирования педагогических технологий совместной деятельности педагогов и учащихся при реализации образовательных проектов. Таким образом, информация, перечень литературы, примеры решения конкретных образовательных задач, теоретические и практические задания учебного пособия могут быть использованы в курсах "Теория обучения", "Современные педагогические технологии", "История образования и педагогической мысли".

14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 304 с. - (Серия "Учебник нового века").

Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.

Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.

15.Боровкова Т. И., Морев И. А.Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний, списки дополнительной литературы, документы, описания электронных педагогических средств, концепции, обзоры, тематические перечни Интернет-ссылок.

16. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 134 с.
Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний, списки дополнительной литературы, документы, описания электронных педагогических средств, концепции, обзоры, тематические перечни Интернет-ссылок.

17.Морева Н.А. Технологии профессионального образования. Учебное пособие- М.:Издательский центр «Академия», 2005 г, 432 с
В пособии раскрыты теоретические основы и техника методов интерактивного обучения, выделены требования к современному учебному занятию, обозначены основные этапы самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время и на учебных занятиях, этапы подготовки преподавателя к учебному занятию.

18. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.
 
Дидактика - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактические принципы определяют содержание образования, необходимое при выборе методов и форм обучения. Дидактические принципы тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения; знать эти принципы и учитывать их необходимо педагогам.

19.А.Г.Фролов, С.А.Хомочкина, Г.У.Матушанский Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе, Казанский государственный энергетический университет

В работе рассматривается феномен адаптации личности в быстроменяющейся внешней среде; приводятся определения понятия адаптации, предложенные различными учеными; анализируются ее виды и функции. Исследуется процесс адаптации педагога в системе его непрерывного профессионального образования, выделяются этапы этого процесса, факторы, влияющие на успешность адаптации преподавателя.

20. Дмитриенко И.А, Куфлей О.В, Хиценко Л.А. Методические рекомендации по подготовке и оформлению самостоятельных письменных работ в вузе (записи прочитанного, доклады, эссе, рефераты, курсовые и дипломные работы.- Бишкек, 2009.-45с

В пособии рассматриваются виды письменных работ в вузе – записи прочитанного, доклады, эссе, рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы – не только с точки зрения технологии их написания, но и в контексте формирования общеучебных умений и навыков студентов, развития их интеллектуальных способностей, читательской культуры и совершенствования самообразовательной деятельности.

21. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией О.Л. Жук. – Мн.:РИВШ, 2007.

Учебное пособие разработано в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений. В пособии раскрываются актуальность и сущность компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, дается характеристика обобщенных педагогических задач, обеспечивающих развитие и диагностику формируемых у студентов психолого-педагогических компетенций.

22. Сластенин В.А. и др. Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.

23. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

24. Дмитриенко И.А., Куфлей О.В., Хиценко Л.А., КГЮА, Бишкек, 2009: Методическое пособие для начинающих преподавателей

Молодые преподаватели, пришедшие на кафедры нашей академии после получения высшего образования по специальности, но не имеющие опыта педагогической работы, сталкиваются с трудностями, касающимися нормативной базы, методов организации учебного процесса. Данное методическое пособие рассчитано на оказание «первой помощи» начинающему педагогу: в нем содержатся выписки из нормативных документов КГЮА, практические рекомендации по подготовке лекций, семинарских, практических занятий, организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.

Last modified: Thursday, 13 May 2010, 09:36 PM